Публикации
Диалоги

По ту сторону рисунка: Ирина Троицкая о роботах-художниках, Международной ярмарке в Болонье и аналоговых проектах

Совместно с фестивалем МОРС «ЛИФТ» открывает серию статей о современной книжной иллюстрации и её выдающихся авторах. Ирина Троицкая – невероятно чуткая художница, которая стала одной из двадцати пяти российских иллюстраторов, отмеченных жюри конкурса Международной ярмарки детской литературы в Болонье в этом году. Как могут вдохновлять нейросети и что стоит делать для продвижения через конкурсы начинающим иллюстраторам? Об этом и не только Ирина поговорила с автором ЛИФТА Полиной Рудашевской.
Ирина, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, о тех работах, которые вы отправили на Международную выставку детской литературы в Болонье?

Я отправила серию работ из последнего на тот момент своего скетчбука. Серия была непростой и в чём-то для меня терапевтичной. В начале года я поняла, что мне надо замедлиться и заземлиться, купила цветных карандашей, новый скетчбук и начала эксперименты. Кое-что из них сейчас можно увидеть на моём сайте. Серий получилось несколько. Пока я сканировала страницы и чистила файлы, было время подумать. Можно было послать в Болонью очень сказочную серию, но я решила, что работы, нарисованные под впечатлением от фильма Элема Климова «Иди и смотри» — это более актуальное высказывание. Сказочные иллюстрации я отправила на другой конкурс.
Почему для вас было важно поучаствовать в этом конкурсе?

Всем иллюстраторам, приславшим работы на конкурс, дают скидку на входной билет на выставку. Да, всё так просто. Я не была уверена в своих планах на весну, но работы решила послать, потому что... ну, мало ли что. Вдруг поеду. Намерения непременно выиграть у меня не было. Я бы даже сказала, что с таким намерением сложнее участвовать, потому что сильно разочаровываешься в случае отказа. А так — послала и забыла. Я даже не следила за списками победителей, узнала от друзей и коллег.

Если, допустим, иллюстратор хочет подать свои работы на выставку в Болонье в следующем году или жалеет, что не успел подать в этом, дайте, пожалуйста, несколько советов — как ему быть? Как готовиться? Какие работы стоит отправлять?

В первую очередь стоит посмотреть на даты дедлайна, поставить напоминалку за две недели до, чтобы успеть просканировать и подготовить файлы, и... пойти рисовать. Если вы рисуете каждый день, то в любом случае к моменту дедлайна у вас будет что-то, что можно оформить в серию и послать на конкурс. Прямо сейчас стоит почитать правила, посмотреть на нынешних членов жюри, на тех, кто победил, а все свои выводы записать и учесть на будущее. Важно уметь анализировать и понимать, что каждый конкурс имеет свой фокус. В рамках той же Болонской книжной ярмарки, кстати, есть несколько конкурсов одновременно, всегда можно выбрать подходящий. И, конечно, существуют и другие конкурсы в других странах тоже. Зачастую там меньше конкуренции, и, если цель непременно выиграть, я бы для начала посмотрела в сторону менее раскрученных. Но если вы уверены в своих силах и понимаете, что не будете расстраиваться в случае проигрыша, то, конечно, стоит послать работы в Болонью. Вы ничего не теряете, ну и скидка на входной билет тоже не будет лишней.
Расскажите, пожалуйста, почему вам интересна именно книжная иллюстрация? Что в ней особенного для вас?

В книжной иллюстрации достаточно широк диапазон позволенных эмоций. Есть книги страшные, есть грустные, есть, конечно, смешные — всякие есть. А потом книга — это всегда проект, серия. В ней можно успеть рассказать гораздо больше, чем в одной картинке к статье в журнал, например.

Какими проектами вы занимаетесь сейчас? Какие у вас планы на будущее?

Очень сложно стало строить планы. Большую часть времени в прошлом году, например, я жила одним днём. Теперь горизонт планирования чуть удлинился, но, к сожалению, ненамного. Мне интересны разные новые эксперименты, поэтому сейчас я исследую возможности нейронных сетей. Параллельно я продолжаю рисовать в аналоговый бумажный скетчбук. Эти полярные, по сути, увлечения со временем начали пересекаться, чему я очень рада. Одна эстетика влияет на другую, и благодаря нейронке в скетчбуке я начинаю исследовать какие-то новые для себя темы и интонации. Рисую я достаточно давно для того, чтобы само по себе это занятие успело мне надоесть. Поэтому нейронка меня так привлекает, вероятно. Там я — арт-директор команды иллюстраторов-роботов. И результат весьма неожиданный. Я даю задание рисовать картинки одной нейронной сети, а текст параллельно пишет другая. Результат я выкладываю в отдельный аккаунт Neuronarmy: Neural Network Army of Me. Ещё я параллельно веду воркшопы по иллюстрации, рассказываю студентам об авторском праве и лицензионных договорах, рисую в журналы и работаю над небольшими личными проектами.
#интервью #творческийпроцесс #искусственныйинтеллект