Публикации
Диалоги

По ту сторону рисунка: художницы Аня и Варя Кендель о своих работах, международных конкурсах и современных мастерах иллюстрации

Совместно с фестивалем МОРС «ЛИФТ» открывает серию статей о современной российской книжной иллюстрации и её выдающихся авторах. Аня и Варя Кендель — российские художницы, сёстры-близнецы, с иллюстрациями которых в издательстве «Самокат» недавно вышла книга «Смотри, Байкал». В интервью корреспонденту ЛИФТа Еве Логиновой они дали несколько советов начинающим иллюстраторам, рассказали об особенностях публикации книг в разных странах и своих хобби.
Аня и Варя, здравствуйте! Вы закончили кафедру книжной и станковой графики Академии имени Штиглица в Санкт-Петербурге. Насколько это образование помогло вам в вашей деятельности?

Варя Кендель: У нас классический полный цикл художественного образования: школа искусств, училище и шесть лет академии. Именно поэтому на последний этап — кафедру книжной графики — мы пришли более-менее подготовленными. Это было академическое обучение, основанное на советском наследии, со всеми его плюсами и минусами. Многому из того, что нужно в современной профессии иллюстратора, нам пришлось учиться уже после выпуска.

Расскажите, пожалуйста, о тех работах, которые вы отправили на Международную выставку детской литературы в Болонье — это эскизы книг, которые скоро будут опубликованы в России или за рубежом, или что-то, что вы делали пока для себя?

Аня Кендель: В этом году мы решили отправить на выставку уже готовые работы. Это иллюстрации к книге «Записки охотника» Ивана Тургенева. Она была опубликована в 2020 году в Китае и в 2022 году в России.

Как вы узнали о выставке в Болонье и почему для вас важно в ней участвовать? Может, вам уже предложили от неё проекты?

Варя Кендель: Про выставку в Болонье знают, наверное, все, кто имеет отношение к книжной индустрии, ведь это самая известная детская книжная ярмарка в мире. Мы отправляем туда работы каждый год, как и на многие другие конкурсы. Это даёт шанс на получение международных заказов, которые оплачиваются куда лучше, чем в России. Особого отклика от Болоньи пока нет, думаем, он будет после самой выставки.

Расскажите, пожалуйста, почему вам интересна именно книжная иллюстрация? Что в ней особенного для вас?

Варя Кендель: Иллюстрировать книги очень интересно и ответственно, потому что ты погружаешься каждый раз в новый мир, проводишь небольшое исследование, сбор материалов, ищешь свой язык для каждой книги. И, конечно, картинки в книгах существуют не только для детей, хотя в книгах для детей их наличие особенно важно.

Назовите, пожалуйста, для тех, кто не так погружён в тему иллюстрации, несколько имён и книг иллюстраторов, которые на ваш взгляд расширят наши представления об этой сфере? На кого точно стоит обратить внимание?

Аня Кендель: Нам кажется, что сейчас в мире настоящий бум талантливых иллюстраторов. Каждый день можно открывать новые имена. У нас десятки любимых авторов. Можем назвать Gorge Gonzallez, Marc Martin, Laura Corlin, Katsiaryna Dubovik, Chartolle Ager, Isabelle Arsenault. Из российских художников – Алиса Юфа, Виктория Семыкина, Маша Титова, Ольга Езова-Денисова, Юлия Сиднева. И это всё современные авторы.
Одна из последних изданных книг с вашими иллюстрациями — «Смотри, Байкал». С ней вы победили в конкурсе «Книга внутри». Как проходила работа над книгой после победы в конкурсе?

Аня Кендель: На конкурс мы подали пять иллюстраций, эскиз обложки, описание целей, концепции и примерный перечень тем. Всё остальное мы делали, обсуждали, меняли и дополняли с командой издательства. К нам присоединилась редактор Ольга Патрушева, она писала текст ко всем темам, и художественный редактор Влада Мяконькина, она создавала макет и план расположения всех иллюстраций и текста. Мы созванивались каждую неделю, вели последовательную работу, но из-за пандемии и других внешних факторов иногда приостанавливались. Объём работы на тему Байкала огромный, надо было уложить в ограниченный размер книги много самых разных подробностей, некоторые развороты приходилось убирать, а новые идеи, появившиеся в процессе, добавлять, что-то перерисовывать. Книга делалась с нуля: текст, макет, иллюстрации. Очень важен тут момент с фактчекингом: мы консультировались с учёными, сотрудниками национальных парков и Фонда «Озеро Байкал». Сама книга — это результат работы многих специалистов, и всех их хочется поблагодарить за вклад.

У вас есть международные издания, например, вы иллюстрировали книгу Гэри Полсена «Gone to the woods», которая вышла в издательстве Macmillian Childrens Publishing Group в 2020 году. Когда книга публикуется в разных странах мира — это, наверное, одна из главных амбиций для иллюстратора! Как у вас это получилось?

Аня Кендель: Мы делали несколько проектов для международного рынка, но нельзя сказать, что регулярно и что мы стали узнаваемы для издательств за рубежом. Каждая из наших книг, выходившая за границей, публиковалась не более чем в двух странах. Например, «Золотой осёл» Апулея в дополнении австралийского писателя Питера Сингера, был издан сначала в Америке, а потом в Италии. Упомянутый Гэри Полсен «Gone to the woods» — в Америке и, позже, в России. Сначала в Китае, а потом и в России были выпущены «Записки охотника» Ивана Тургенева. Остальные книги вышли только в стране заказчика. Находят нас всегда по разному: через соцсети, через знакомых и прошлые проекты и конкурсы, которые тоже способствуют этому. Конечно, каждому иллюстратору хочется, чтобы его работы можно было рассматривать по всему миру и на разных языках, это важная мотивация для работы, надеемся, так будет и в дальнейшем.

Если иллюстратор хочет подать свои работы на выставку в Болонье в следующем году или жалеет, что не успел подать в этом, то как ему лучше быть? Как готовиться? В каких еще конкурсах стоит участвовать?

Варя Кендель: В этом году вопрос участия иллюстраторов из России в международных конкурсах не самый простой. Но нам кажется, если организаторы готовы принимать иллюстраторов вне зависимости от гражданства — это важный шанс для нас оставаться на связи с международным сообществом. Надо быть корректным с темами подаваемых работ. По поводу советов — это слишком обширная область. Для начала стоит подписаться на рассылку о конкурсах и дедлайнах от Citycelebrity. Там можно найти конкурсы самого разного уровня и направленности, есть ссылки на сайты организаторов, где у каждого свои требования к подаче.

Ваш основной род деятельности — книжная иллюстрация. Но чем вы ещё занимаетесь, кроме иллюстрации?

Варя Кендель: Мы делаем свои календари и открытки, стараемся развивать этот источник дохода. Здорово видеть свои иллюстрации на чём-то прикладном, например, на футболках или шопперах, но мы их пока не продаём. Ещё мы ездим на пленэры, путешествуем, если есть возможность, и ходим в походы — это важная часть жизни, которая очень помогает при работе над иллюстрациями.
#интервью #творческийпроцесс #литературадлядетей #премиииконкурсы