Публикации
Диалоги

«Взгляд со стороны делает ваш текст лучше»: издатель Наталья Эйхвальд о детской литературе и работе над книгами

Наталья Эйхвальд — руководитель «Пяти четвертей», относительно молодого детского издательства, многие книги которого при этом уже отмечены престижными премиями и популярны. Корреспонденту «ЛИФТА» Елизавете Таловой удалось пообщаться с Натальей о работе в пандемию, детской литературе вчера и сегодня и о ближайших планах.
Наталья, здравствуйте. Вы довольно давно занимаетесь литературой и детскими книгами. Почему вы выбрали именно эту сферу и с чего начался ваш путь?

Здравствуйте! Я пришла в отрасль, когда мне было двадцать лет, и это была взрослая литература. По профессии я журналист, то есть я всегда была связана со словом. Книг было много, но в итоге моё сердце отдано современной детской литературе. Именно ей я посвятила последние двенадцать лет своей жизни. Это непростая сфера, не зря часто цитируют фразу, приписываемую то Чуковскому, то Маршаку, то даже Станиславскому: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше». Работать с детскими книгами ответственно и совершенно невероятно. Подводных камней в отрасли немало. Но важно уметь сделать из книги произведение искусства. Не знаю, выходит ли это у «Пяти четвертей», знаю только, что мы стараемся настолько, насколько это возможно.

Вы работали в разных издательствах и журналах, а в какой момент решили, что пора делать собственный проект?

Я очень долго была в издательствах на управляющих должностях, грубо говоря, «Пять четвертей» — это высшая ступень моего карьерного роста. Как ни странно, этому повороту способствовала пандемия: было время подумать, зажмуриться и сделать.

С какими «подводными камнями» вы столкнулись, когда создавалось издательство?

Самой главной неожиданностью двадцатого года для всего мира стал карантин. А для издательств —тот факт, что книги трудно делать удалённо. Над одним проектом работают слишком много людей, и работа на дистанте осложняется тонной переписок и созвонов. Но у меня была классная команда единомышленников, поверьте, им всё по плечу. И, конечно, я безумно благодарна тем писателям, которые отдали свои тексты в никому не знакомое, новое издательство. Фактически под моё честное слово.

«Пять четвертей» достаточно молоды. Но у вас уже есть аудитория. Насколько стремительно, на ваш взгляд, всё развивается?

Думаю, на этот вопрос лучше отвечают люди со стороны. Мне всё время кажется, что мы очень медленные, как черепахи. Хотя головой я понимаю, что исходя из общего состояния рынка «Пять четвертей» развиваются достаточно успешно: у нас стабильные продажи, растущий пул читателей, высокие тиражи. За два с половиной года у нас вышло более семьдесяти книг. В целом, это хороший результат. И в работе более шестидесяти книг сейчас на разных этапах подготовки.

Что ждать в «Пяти четвертях» в этом году? Поделитесь некоторыми планами?

В 2023 году мы должны закончить роман-эпопею Юлии Линде «Улица Ручей», планируем выпустить финальный том «Победа». Я очень жду переиздание «Первой работы» Юлии Кузнецовой. Также мы готовим повесть «Этвас» Софьи Милютинской, открывающую новую для издательства серию «Наизнанку». Недавно пришла на склад и вот-вот встанет в продажу книга Тамары Михеевой «Когда мы остаёмся одни». Тоже очень долгожданное издание с тонкой иллюстраторской работой Натальи Акимовой.

Детские книги во многом формируют наш вкус в литературе. Согласны ли вы с этим? И что вы читали сами, когда были маленькой?

Детское чтение во времена моего детства и сейчас — две совершенно разные вещи. Я читала всё, что было популярно среди ровесников, читала от скуки, читала по советам взрослых. Это и Жюль Верн, и Дюма, и Стругацкие... да и школьную программу я читала с удовольствием. Но я не думаю, что это как-то повлияло на мой литературный вкус, скорее, детство заложило привычку читать — это основное. Я вообще и как издатель, и как родитель постулирую свободное чтение ребёнка. И то, что мы издаём сегодня, — это как раз внеклассное чтение, то, что ребёнок берёт с полки ради собственного удовольствия, что не входит в школьную программу или обязательные списки на лето.

Что вы пожелаете начинающим писателям?

Ничего не бояться, как можно больше писать и читать. Понять, как устроен современный литературный мир, посещать писательские семинары, номинироваться на литературные премии. В общем, не останавливаться в своём литературном развитии. И никогда не бояться критики и редактуры. Ведь взгляд со стороны делает ваш текст лучше.