Публикации
Диалоги

Литература, которая гуляет сама по себе: интервью с Ириной Трушиной

Самиздат — благодаря интернету сегодня всё больше авторов уходят в эту сферу, ему порой предпочитают стандартные книги от издательств читатели, но что скрывается за всеми плюсами независимого писательского пути? В серии интервью нашего корреспондента Дании «Литература, которая гуляет сама по себе» авторы самиздата говорят о своём творчестве и взглядах на современную книжную индустрию.

Ирина Трушина — автор стихов и сказок, рассказов для взрослых и детей. Её произведения вошли в двадцать сборников, большинство из которых — бумажные, к выпуску готовятся ещё три. В конце июля небольшим тиражом вышла её первая книга для детей «Лукошко со сказками». Тираж был раскуплен на стадии предзаказа. Каково же мнение Ирины по поводу самиздата, было ли это лишь шагом на пути к публикации в издательстве?

Как вы пришли к писательству? В каком возрасте начали творить, с самого ли начала считали это делом всей своей жизни?

Писать и читать я любила с детства. Лет в пять-шесть пыталась делать маленькие книжки-раскладушки со сказками и собственными рисунками. В школе нравилось писать сочинения, рассказы на конкурсы. На литературный кружок я не ходила, но однажды мой рассказ про пришельцев победил и сочинение долго провисело в актовом зале на доске почёта. Для меня настоящий писатель представлялся чем-то заоблачным, нереальным. Разве можно стать Чуковским или Майн Ридом?
В век интернета реально найти больше информации о самом процессе писательства, послушать лекции, выступления известных людей. Сейчас можно даже пообщаться с понравившимся писателем онлайн. Разве это не чудо?

Какие истории вам больше нравится писать: для взрослых или детей? Почему?

Люблю всех своих читателей и благодарна каждому в отдельности. Особенно мне нравится писать сказки. Для детей я люблю писать, потому что сразу вижу реакцию девятилетней дочери — она честно скажет: «мама, супер!» или «мне не нравится вот это и это». А ещё на встрече с будущими читателями-первоклашками меня поразил их искренний интерес к моей книге. Захотелось после встречи сесть и начать писать новую!

Последнее время я заинтересовалась сказками для взрослых. Сейчас такие произведения пользуются спросом. Взрослым тоже хочется сказки и, возможно, иногда даже больше, чем ребёнку. Есть задумка создать сборник сказок на новый лад, уже написаны почти три истории.

Пока мне трудновато даётся форма рассказа, но я не сдаюсь, стараюсь писать каждый день и больше читать, разбирать сюжеты на примерах из классики — Чехов, Толстой, Брэдбери и другие.

Какое ваше произведение вы считаете самым удачным? Почему? Что оно для вас значит?

Самым значимым на данный момент считаю свою первую книгу «Лукошко со сказками». В сборнике двенадцать сказок, по одной на каждый месяц. Они собирались вместе примерно два года, а ровно девять месяцев прошло с решения напечатать книгу. Поэтому она для меня как настоящий первенец!

Какие трудности, по вашему мнению, есть в работе писателя?

Для меня самое трудное в писательстве — необходимость совмещать творчество с продвижением, самопрезентацией, продажами. Я по натуре человек увлекающийся, а маркетинг — это другой мир, другое полушарие мозга. Если была бы возможность, с удовольствием делегировала бы обязанности по продвижению книг специалисту.

Какими писателями вы восхищаетесь? Кто для вас пример для подражания и есть ли он вообще?

Из классики нравится Михаил Булгаков. Его «Мастера и Маргариту» я впервые прочла запоем за два вечера. Сейчас перечитываю в третий раз. Ещё мне нравится стиль Чехова, Достоевского, Толстого. Рассказы Чехова —- учебник для начинающих писателей!
Из современных авторов я люблю команду издательства «Аквилегия-М». Его флагманом для меня является Тамара Шамильевнн Крюкова, мастер пера и юмора. Также мне нравится творчество Александры Марининой, все её книги про Каменскую. Видно, что автор знает, о чём пишет. Недавно я открыла для себя книги про Гарри Поттера Джоан Роулинг. У Роулинг подкупают стиль, глубокая проработка магического мира, точные, подчёркивающие характер героев детали.

В целом, как говорится, не сотвори себе кумира. На примере вышеперечисленного я ищу свой стиль письма, подмечаю удачные моменты.

Почему вы выбрали самиздат? Хотели бы публиковаться от издательства?

Для печати «Лукошка со сказками» я выбрала наше саратовское издательство «Кубик». Удобно в любое время рядом книги забрать, если что, можно и дополнительный тираж заказать. Конечно, мне хочется попасть в настоящее издательство, издаваться большими тиражами. Понимаю, что для этого нужно постоянно практиковаться. Это моя следующая цель.

Какие плюсы и минусы видите в самиздате?

Преимущества самиздата для меня следующие: возможность печати небольших тиражей, выбор формата книги, оформления, индивидуальный подход. Все авторские права сохраняются за писателем. Недостатки: всё продвижение лежит на авторе, не все начинающие писатели могут позволить себе печать большого тиража.
Из преимуществ публикации в издательстве — большие тиражи, после принятия рукописи и подписания договора всем занимается издательство, в том числе и огромной долей продвижения. Также назову возможность быть выдвинутым на престижные конкурсы и появиться на полках книжных магазинов. Недостатки: начинающему автору платят маленькие проценты, большая часть продвижения на нём. Нужно попасть первой книгой в цель, чтобы она продавалась и издатели захотели публиковать вас дальше. Возможно неприятие вашего мнения по поводу оформления книги, формата, шрифта и так далее.

Какой совет вы дали бы себе пятилетней давности, если могли бы связаться с собой из прошлого?

Пожалуй, это были бы два совета: как можно больше писать и читать и больше времени уделять любимому делу.

#интервью #творческийпроцесс #современнаярусскаяпроза