По ту сторону рисунка: Евгения Кишмария о свадьбах Кавказа, обучении в «Вышке» и своём творчестве
Совместно с фестивалем МОРС «ЛИФТ» открывает серию статей о современной российской книжной иллюстрации и её выдающихся авторах. Евгения Кишмария — молодая художница-иллюстратор, вошедшая в лонг-лист конкурса Международной детской книжной ярмарки в Болонье. У Евгении уже много больших проектов, и она не планирует останавливаться. Но на какие именно её работы стоит обратить внимание в первую очередь? И что значит для неё Болонская выставка?
Вы учились в Высшей школе экономики. Почему именно там, хотя есть и более узконаправленные вузы для художников?
Я поступала в 2018 году и сразу понимала, что свяжу свою дальнейшую профессию именно с иллюстрацией. Я сделала чек-лист университетов Москвы, и в топе оказались ВШЭ, Британская школа, Институт бизнеса и дизайна. Я слышала положительные отзывы о «Вышке» от своих знакомых, которые уже учились там на тот момент. Тем не менее, самым важным критерием для меня были классные преподаватели. И меня зацепили прогрессивные работы людей, преподающих и учащихся в Высшей школе экономики. Плюс ко всему сыграло роль то, что в «Вышке» можно получить хорошую скидку на платном обучении.
А почему вы решили связать свою жизнь именно с иллюстрацией?
Мне всегда нравилось рисовать, делать картинки, и я себя позиционировала скорее как художник, а не дизайнер. При этом мы в университете изучали и дизайн. Направление «Школа дизайна» включает многое, в том числе и дизайн, и анимацию. На первом курсе ты занимаешься всем-всем подряд, а потом уже со второго начинаешь специализироваться. Я сразу смотрела в сторону иллюстрации, так что у меня не было сомнений. Вместе с тем, я думаю, что на самом деле классно, когда студентам дают возможность изучать всё, ведь потом разные навыки могут пригодиться в работе.
Вы считаете, иллюстрации — это что-то для детей или взрослым они тоже могут быть интересны?
Я считаю, это огромная проблема, что книжки с картинками почему-то позиционируют исключительно как детские. Например, я хоть и не ребёнок, но всё равно с большим интересом, возможно, в силу специфики профессии, покупаю графические романы, литературу для детей и всё это рассматриваю. Мне кажется, что визуальное сопровождение книги играет существенную роль всегда: оно помогает помечтать, пофантазировать, проиллюстрировать в голове у себя информацию, которую ты получил. Такая книга быстрее усваивается, и я думаю, что сейчас очень важно развивать визуальную составляющую книги именно для взрослых. Это могут быть графические романы, комиксы и даже обычные текстовые издания.
Есть мнение, что когда люди смотрят на книги с картинками, то у них не так сильно включается своё воображение. Что вы об этом думаете?
Иногда есть какие-то клишированные персонажи, например, Маленький принц. Мы считаем, что он скорее всего выглядит так, как традиционно его привыкли изображать в первом издании, но для художников это наоборот хороший шанс — придумать новую визуализацию персонажа, абстрагироваться от того, что уже создано, то есть сделать что-то своё на основе известного образа. Правда, здесь есть тонкая грань между плагиатом и авторским переосмыслением, пусть и говорят, что новое — хорошо забытое старое. Например, я могу подсмотреть у кого-то текстуры, у кого-то способ изображения конечностей, суставов, стилизацию. И из этого собирается замечательный пазл, поэтому мне кажется, раз у нас какие-то персонажи ассоциируются с определёнными иллюстрациями, то это неплохо, это повод их как-то в своей голове дополнить.
У вас есть книга «Краткий путеводитель по свадьбам Кавказа», в которой можно заметить вставки с текстом. Вы сами их написали?
Да, всё верно. Изначально «Краткий путеводитель по свадьбам Кавказа» был моей дипломной работой. Мне пришлось перед тем, как написать книгу, перекопать кучу разных диссертаций, исторических очерков, учебников, что-то я находила в статьях в интернете. Некоторые вещи я просто знаю, потому что у меня много родственников оттуда, и они мне о свадьбах рассказывают, что-то я видела своими глазами, поэтому получился такой микс из собирательства в интернете и опроса знакомых, друзей.
Почему именно свадьба?
У меня очень много родственников, которые живут на Кавказе, и я часто езжу на свадьбу к ним. Если сравнивать с русскими свадьбами, то это что-то совершенно невероятное и совершенно другое. На Кавказе очень чтят свои традиции, берегут их из года в год. На мой взгляд, это очень здорово — ценить свои этнические корни, и через свадьбы, как такой ритуальный праздник, мы можем познакомиться с разными культурами. В свадьбах есть много хорошего, хотя бывают, конечно, и какие-то странные вещи.
Этот проект всё-таки был больше студенческий?
На самом деле я очень долго искала издательство, чтобы его опубликовать. У проекта немало заслуг, я очень рада, что он прошёл на ярмарку в Болонье, а также в лонг-лист конкурса издательства «Самокат» «Книга внутри». Но в целом все издательства, с которыми я общалась в России, считают, что тема слишком узконаправленная. Наверное так и есть, но я очень сильно отстаиваю права узконаправленных книг, потому что считаю важным погружать людей в те темы, о которых они ничего не знают. В любом случае, говоря о своей книге, я очень хочу, чтобы она процветала и дальше.
Расскажите об иллюстрациях, которые вы отправляли на выставку?
У меня было много иллюстраций, но я выбрала пять самых, на мой взгляд, крутых и колоритных. На одном развороте, например, был грузинский стол, длинная иллюстрация с двумя сдвинутыми столами. Ещё четыре картинки по разным странам — вертикальные зарисовки. Допустим, про Абхазию у меня была иллюстрация, как парень крадёт девушку. Сейчас это происходит так, что пара договаривается заранее, и ночью парень за девушкой приходит с сумками, она готовая выбегает, и они уезжают на три-четыре дня. У меня была картинка, где парень как раз с сумкой стоит ночью под дверью девушки и ждёт, пока она выйдет тихонечко.
Есть ли смысл рисовать исключительно для выставки или лучше использовать работы, которые уже «проверены» на читателе?
Я против того, чтобы рисовать специально на выставку или на конкурс. Нужно рисовать для себя, наслаждаться процессом, заниматься своим портфолио и проектами. Уже параллельно, если у вас есть какие-то готовые работы, их можно отправлять на конкурсы. Это помогает не попасть в ситуацию, когда вы пролетаете с конкурсом, не проходите на следующий этап, но потратили полгода в никуда.
Как вы узнали об этой выставке в Болонье?
Я всегда знала, что она существует, ведь фестиваль в Болонье очень известный. Но я никогда не думала о том, что могу принять там участие. Даже в этом году я отправляла работы, не будучи уверенной, стоит ли оно того. Но я прошла, чего на самом деле не ждала. Поэтому надо пробовать, участвовать, пытаться и потом, если всё обернётся в лучшую сторону, ловить момент.
Вы говорили, что изначально воспринимали себя именно как художницу. Вы не думали начать рисовать на холсте?
Я пока ещё не дошла до этого, но у меня есть маленькая мечта попробовать. Когда я училась, то сперва вообще была жёсткой противницей всего цифрового, не умела рисовать на планшете и работать в программе. Но потом я постепенно стала изучать программы. Честно говоря, мне очень нравятся возможности, которые даёт графический планшет. Сейчас мне удобней зарисовывать какие-то внезапные идеи именно на айпаде, и наверное к бумаге стоило бы на моём месте прибегать почаще. По крайней мере, планы такие есть.