У автора этой статьи с Павлом общая малая родина — город-курорт Пятигорск, воспеваемый мэтрами классической русской литературы. Инстинктивно я была предрасположена к земляку, ожидая от живого концерта чего-то, как минимум, заслуживающего внимания. Однако не могла подумать, что концерт произведёт на меня настолько сильное впечатление.
Описать концерт максимально кратко можно как «будоражащее блаженство». И другие слушатели трепетали ничуть не меньше моего. С первых пятнадцати секунд своего выступления Павел развенчал заскорузлый миф о том, что скрипка — скучный инструмент. «Голого» звука не припомнить: к каждой композиции прилагалась своя аранжировка. Синты [1] и грохочащие биты противоречили всякому академическому звучанию, придавали исполнению дерзости и свежести.
На сцене Дедер не стоял по стойке смирно, а ритмично двигался по периметру. Более того, его перемещения в воздухе казались хореографическими элементами. Фирменным приёмом Дедера можно назвать периодическое вращение смычка. Зрительный зал с вниманием наблюдал, как смычок в такт музыке описывает круги в воздухе. «Может, всех нас ввели в заблуждение и привели к фокуснику-гипнотизёру?» — именно такие мысли закрадывались в голову.
В это же время на большом экране при кромешной темноте крутили тематический видеоряд. Так, произведению «Sherlock» сопутствовали кадры чёрно-белого мультфильма о Микки Маусе, пронизанные тревогой и напряжением. Сверхлюбопытными оказались клипы, собственноручно снятые Дедером: особенно запомнилось ретроградное видео на композицию «Stereo», погрузившее аудиторию в эпоху лихих девяностых. Трогательным нюансом были и лирические отступления артиста, благодаря которым дистанции между Дедером и публикой практически не ощущалось. В одном из подобных отступлений Дедер пояснил, как снимался клип к «Stereo»: одежду он позаимствовал у недоумевающего отца, джинсовую куртку, которая в девяностые была по своей дефицитности сопоставима с Амурским тигром.
Дополнительный шарм обеспечили два элегантных канделябра и мерцание помещённых в них искусственных свечей (настоящие, согласно правилам пожарной безопасности, конечно, запрещены). Пусть свечи были и искусственные, зато положительные эмоции у людей — самые настоящие. Аранжировки, тематический видеоряд и экспрессивный антураж превратили концерт в очень атмосферный вечер.
Слушая концерт, я невольно задалась вопросом, через какие тернии пролегал профессиональный путь Павла Дедера? С четырёх лет он занимался музыкой: бывало, порывался бросить, но, как известно, скрипка — не из тех особ, которых просто забыть. Сначала Павел окончил музыкальное училище в Минеральных Водах, затем — Ростовскую консерваторию. Сделал перерыв. Учился в Тольятти, затем вместе с оркестром поехал в Словакию на гастроли. Наконец он поступил в Польский институт искусств. Учился, учился и ещё раз учился по завету Владимира Ильича Ленина.
Упорство и талант — вот, по-моему, беспроигрышное сочетание. В 2017 году Павел подписывает контракт с Максимом Фадеевым и едет с концертами по России и странам зарубежья с Наргиз Закировой. По поводу работы с Максимом Фадеевым Дедер отзывается так:
Максим Фадеев — очень крутой артист; артист с большой буквы, чьи старые треки я ещё в детстве слушал. Его музыка своеобразная: серьёзная, задумчивая. Мне было приятно ощущать, что я с ним работаю.
Изюминка творчества Дедера — свежесть подачи и обработок, многогранность мелодий. В его композициях имеют место и европейские, и восточные, и ирландские мотивы... Музыкант, истинно преданный своему делу, зрителю и инструменту с вековой историей, смешивал гармонично всё: звук, картинку, настроение и даже стэндап со сцены. Что же делает его стиль уникальным? Целостная разнородность. Deep House, если не ударяться в специальную терминологию, представляет собой романтическую разновидность техно. Этому поджанру присуще глубокое звучание, создающееся минимальным набором инструментов.
Меня спрашивали однажды: «Как тебе удаётся писать такую музыку?» Я раньше не понимал, а потом осознал ответ на этот вопрос. Я очень много где был в Европе. Я играл в болгарском национальном оркестре, в еврейском национальном оркестре, в Польше. Мне нравится музыка арабская, армянская, кабардинская, болгарская. Музыка — это же культура народа, в ней отображается менталитет. Много музыки я играл, вот она и выходит разнообразной. — рассказывает Павел Дедер.
Концерт 17 декабря показал весь опыт артиста и был успешным. Музыкант преподносил сюрприз за сюрпризом, например, внезапно позвал на сцену саксофониста Дэниса — коллеги по музыкальному колледжу. С Дэнисом они сыграли на бис «Lego girl» — энергичную, мажорную композицию, которая вызвала овации в зале. Выглядело это так: на мгновение Дедер исчез за кулисами, а вместо него развязной походкой вышел широко улыбающийся мулат с саксофоном. Приплясывая, он начал свою зажигательную партию.
Следует отдать должное звукорежиссёру Павла Дедера — Александру. Ради того, чтобы подарить широкому зрителю непревзойдённый вечер, Александр прилетел на один день из столицы. Об этом сказал Дедер, когда подытожил концерт, выразив благодарность всем поддержавшим его людям. Кого он назвал в первую очередь? Свою маму, заставлявшую будущего композитора играть на скрипке каждый Божий день.
Я испытываю удовольствие и удовлетворение, несмотря на то, что сильно волновался. — признался Павел после выступления.
Помимо прочего, Дедер даёт благотворительные концерты, поддерживая реабилитационные центры для детей с особенностями развития. Однажды, после благотворительного концерта в Норильске, Павел провёл мастер-класс для учащихся музыкальной школы. Он дал детям следующие наставления:
Во-первых, нужно с детства не лениться. Во-вторых, не бояться отклоняться от каких-то классических вещей, но в то же время о них не забывать. На классике строится абсолютно всё: это фундамент, на котором ты уже можешь воздвигать остальное.
В планах на будущее Павел Дедер остаётся верен себе: хочет развиваться дальше, писать хорошую музыку, снимать крутые клипы и работать со знающими ребятами. Нам же остаётся продолжать следить за виражами его волшебной палочки — смычка.
P. S. Многих интересовало, настоящая ли фамилия у Павла. Я узнала у него, что это фамилия его матери-немки, и теперь он носит её.
P. S. S. Будет несправедливо не упомянуть, что я прониклась личной симпатией к композитору и его концертмейстеру. Они чрезвычайно обходительны и вежливы в общении, галантны. Люблю таких людей — узнав о приближении моего дня рождения, они решили подарить мне диск и памятную записку. Этого мне вполне достаточно для счастья!
#музыка #последамсоверменнойклассики #репортажи #эссе
[1] - партия синтезатора в музыкальном произведении.