«Главное, что должно быть в подаче исторического материала — отражение современного человека в нём»: интервью с автором арт-объекта «Здесь был» Ладой Евсеевой
«Культурный след» — всероссийский конкурс проектов новых достопримечательностей, принять участие в котором может каждый. Один из участников — Лада Евсеева из Якутска — стала автором идеи арт-объекта «Здесь был», стелы с выгравированными автографами известных людей, посещавших город. За месяц идея была избрана в число лучших и реализована.
Лада, расскажите, пожалуйста, о вашей профессии. Насколько мы знаем из статей, вы работаете в отрасли культуры. Так ли это?
Изначально я абсолютно далёкий от культуры человек. По образованию — математик-программист, всю жизнь проработала на городской телефонной станции. После сокращения я открыла детский клуб, где мы занимались краеведческими программами, а уже там меня заметил исторический парк «Россия — моя история». Вот так неожиданно, с математическим образованием, я оказалась методистом проекта, в котором панорамно представлена история нашей страны. Точные науки помогают мне структурировать информацию и выявлять самое необычное. И мне, как человеку, далёкому от экспертности в гуманитарной сфере, легче оценить, насколько будет интересен материал для простых людей.
Почему вам интересно краеведение?
Честно говоря, я прекрасно жила без него. Я не знала ни про каких Бродских, Гончаровых, Бенкендорфов, Косыгиных и прочих наших выдающихся личностей, считала, что наш город «ни о чём». Но, занявшись историческими программами, поняла, сколько всего было скрыто, и увидела Якутск совершенно с другой стороны. Это уникальный город в уникальном месте, но главная его особенность — люди, которые бросали благополучные столицы и добровольно уезжали к нам! Истории этих людей — моё Евангелие, мой катехизис. Когда я их читаю, то понимаю, что всё зависит от тебя. Именно эту убежденность я хочу передать другим.
«Здесь был» создан в рамках конкурса «Культурный след», где каждый может предложить оригинальную концепцию памятника в своём городе, а лучшие воплощаются. Как вы узнали о конкурсе?
Когда объявили карантин, в парке «Россия — моя история» не было людей, мы не знали, чем заняться. Я разбирала папку с бумагами за прошлый год и случайно нашла старый анонс «Культурного следа». Сейчас вообще очень много возможностей для азартных людей — главное попасть в ту среду, где все друг другу по сарафанному радио передают информацию о подобных возможностях.
Концепция вашего арт-объекта: стела с «автографами» известных людей, которые были в Якутске. Даже есть рамочка для селфи! Как к вам пришла эта идея?
Я провожу экскурсии по городу, где, как и во многих других городах, исчезает историческое наследие — зачастую это деревянные, покосившиеся дома, уязвимые для пожара. Якутск на глазах лишается памятников истории и архитектуры. Когда приезжают люди и ты начинаешь что-то рассказывать, они удивляются: «Как это городу целых 390 лет?». А называешь им какие-нибудь громкие фамилии известных жителей Якутска — удивления возникает ещё больше! Никому, например, не понятно, что тут делали такие люди, как Гончаров и Колчак. И поэтому мне уже давно очень хотелось собрать информацию о бывавших здесь исторических личностях воедино. Так родилась идея основной части стелы «Здесь был». Да, у нас есть окошечко для селфи — для того, чтобы каждый мог ощутить себя продолжателем великих людей! Чувство сопричастности к месту, где ты живёшь, важно, потому что если его нет, для города ничего делать-то и не хочется.
А долго ли вы делали свой проект? Сколько времени прошло от победы в конкурсе до реализации?
Через два месяца после того, как я отправила свою концепцию, она попала в шорт-лист «Культурного следа». Я, иначе не скажешь, обалдела, когда увидела, что «Здесь был» входит в пятнадцать лучших достопримечательностей. Потом буквально за месяц или за два идея стелы стала победителем. И с весны до ноября мы всё устанавливали. Открытие прошло в ноябре, у нас тогда уже были сильные морозы, где-то −40°. Получается, что примерно за полгода сделали.
Повлиял ли арт-объект на город? Есть ли какие-то заметные изменения?
Хотелось бы, конечно, амбициозно заявить, что жизнь города изменилась. Около памятника проводятся разные мероприятия. В ноябре, например, был квест про исторических личностей, а в мае мы запустили тематические прогулки, которые постепенно преобразовываем в иммерсивные спектакли. Один из них — «Живая Бронза», где памятники разговаривают с участниками, а те между ними перемещаются и узнают, чем же изображённый человек уникален.
Какую реакцию горожан на «Здесь был» вы замечаете?
Я не буду говорить громкие слова, что прям все ходят и кладут цветочки. Конечно, нет. Интерес к краеведению, как правило, не массовый... При этом я горжусь тем, что наша стелла, а также проекты, порожденные ей, стали способом рассказать историю города через людей. Вокруг образовалось некое сообщество из тех, кто профессионально не связан с краеведением, но им оно интересно — наши волонтёры. Они тестируют новые маршруты, отбирают дизайн открыток, мерча. Это те, кому не всё равно. В первую очередь мы работаем именно для них. Я не ставила своей целью сделать памятник, к которому будут абсолютно все ходить и кланяться. «Здесь был» вызывает любопытство, желание узнать что-то большее, не зря там стоит QR-код, который ведёт на познавательный сайт. В нашем городе вообще памятники грешат тем, что они никому ни о чем не говорят: ты подходишь и видишь, что там чья-то голова и имя. И непонятно, кто это, что он сделал. Главное, что должно быть в подаче исторического материала — отражение современного человека в нём, в нашем общем прошлом. Просто сказать, что «Это здание было построено...» — не о человеке. История всегда должна непосредственно привязываться к участнику наших программ, и тогда человеку будет интересно. Наша же задача — заставить город заговорить, чтобы здания и памятники рассказали нам о прошлом.
#изобразительное искусство #интервью #локальная культура